ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОХРАНЕ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
УТВЕРЖДАЮ
Председатель Государственного
комитета Российской Федерации
по охране окружающей среды
В.И.Данилов-Данильян
ПОРЯДОК
организации и проведения комплексного экологического мониторинга объектов размещения отходов
1.Назначение и область применения
1.1.
Настоящий Порядок организации и проведения комплексного экологического мониторинга
объектов размещения отходов, далее «Порядок», вводится в Российской Федерации с целью обеспечения контроля за обращением с отходами и ограничением их вредного воздействия на окружающую
среду и человека.
1.2.
Настоящий документ предназначен для использования в системе государственного управления в области обращения с отходами:
-При проектировании, создании и функционировании системы экологического мониторинга на объектах размещения отходов;
-При выдаче лицензий на осуществление обращения с отходами;
-При учете, контроле и нормировании в области обращения с отходами.
1.3.Настоящий Порядок предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих обращение с отходами, органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль и надзор за обращением с отходами.
2. Нормативные ссылки
Настоящее руководство разработано на основе следующих правовых, директивных и нормативных документов:
-
Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»;
-
Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
-
Закон Российской Федерации «Об отходах производства и потребления».-
3. Термины и определения
Отходы- остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделии или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, не являются конечной целью процесса производства или утратили полностью или частично свои потребительские свойства.
Опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, хранению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, захоронению отходов.
Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Храпение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Объект размещения отходов — специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, отвал горных пород и т.д.).
Загрязнение подземных вод - процесс ухудшения их качества и связанного с этим ухудшения потребительских свойств в результате антропогенной деятельности, вследствие чего затрудняется или исключается возможность использования подземных вод по целевому назначению.
Фоновое состояние качества подземных вод - естественное или сложившиеся под влиянием антропогенных факторов качество подземных вод, применительно к которому было первоначально установлено их целевое назначение.
4. Общие положения
4.1.Комплексный экологический мониторинг объектов размещения отходов является системой наблюдений за состоянием компонентов окружающей природной среды, находящихся под прямым или косвенным воздействием объектов размещения отходов
4.2. Комплексный экологический мониторинг объектов размещения отходов является локальной подсистемой государственного экологического мониторинга регионального уровня.
4 3 Информация, полученная в процессе функционирования системы комплексного экологического мониторинга объекта размещения отходов, используется для оценки степени экологической опасности воздействия объектов размещения отходов на окружающую природную среду и здоровье населения, принятия управленческих решений при управлении отходами и определении платы за загрязнение окружающей природной среды объектами размещения отходов.
4.4. Комплексный экологический мониторинг проводится на санкционированных объектах размещения отходов:
-Полигонах по обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов;
-Свалках;
-Шламонакопителях, хвостохранилищах;
- Отвалах, терриконах, шлакозолоотвалах и т.д.
4.5.Комплексный экологический мониторинг не проводится:
-В специальных местах размещения радиоактивных отходов относящихся к ведению атомного
надзора;
-На кладбищах и скотомогильниках, относящихся к ведению санитарного и ветеринарного надзора;
-На полигонах подземного захоронения жидких промышленных отходов, относящихся к ведению Рос ком недр (МПР РФ).
-В местах временного хранения или накопления промышленных отходов на промплощадке, подлежащих инвентаризации в установленном порядке;
-На объектах хранения отходов с проектной мощностью менее 100 тонн отходов (за исключением отходов I и П класса опасности).
4.6.
Комплексный экологический мониторинг проводит собственник объектов размещения отходов. При наличии разрешения специально уполномоченных государственных органов по охране окружающей среды и природных ресурсов.
4.7.
При отсутствии у собственника объекта размещения отходов возможности самостоятельно осуществлять экологический мониторинг он заключает договор на проведение комплексного экологического мониторинга с организацией (учреждением), имеющим лицензию на проведение экологического мониторинга, по согласованию со специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды и природных ресурсов.
5. Порядок проведения комплексного экологического мониторинга объектов размещения отходов
5.1. Общие требования к порядку проведения комплексного экологического мониторинга .
5.1.1.
Целью комплексного экологического мониторинга объектов размещения отходов является
выявление и оценка негативных воздействий объектов размещения отходов на состояние окружающей природной среды и здоровья населения.
5.1.2.
Задачами комплексного мониторинга объектов размещения отходов являются:
-
организация систематических наблюдений за состоянием окружающей природной среды;
-
получение необходимой и достаточной информации, для принятия управленческих решений по снижению негативного влияния объектов размещения отходов на окружающую природную среду;
-
анализ и оценка негативных изменений в окружающей природной среде, происходящих под воздействием объектов размещения отходов;
- прогноз изменений в окружающей природной среде и оценка степени опасности
- негативных изменений в окружающей природной среде для здоровья населения.
5.1.3.
Собственник объекта размещения отходов разрабатывает и утверждает программу и
план-график работ по комплексному экологическому мониторингу и согласовывает его с территориальным органом Госкомэкологии России, территориальным центром санитарно-эпидемиологического
надзора России и территориальным органом Министерства природных ресурсов России.
5.1.4.
Программа работ по комплексному экологическому мониторингу объектов размещения отходов состоит из разделов, содержащих:
-цели и конкретные задачи мониторинга;
-список приоритетных контролируемых показателей;
-схемы размещения мест отбора проб и пунктов наблюдательной сети;
-выбор конструкций и оборудования наблюдательных постов специальными средствами измерений и регистрации различных показателей состояния окружающей природной среды;
-перечень применяемых методик проведения наблюдений и анализов проб,
- системы документации данных наблюдений; методы обработки данных и прогнозирования;
- этапы создания мониторинга;
- укрупненные сметно-финансовые показатели.
5.1.5.
Объем, форма и порядок предоставления информации согласовывается с территориальным
комитетом Госкомприроды России с учетом требований регионального банка данных или геоинформационной системы.
5.1.6.
План-график работ по комплексному экологическому мониторингу объекта размещения
отходов утверждается собственником объекта размещения отходов и согласовывается с территориальным органом Госкомприроды России, территориальным центром санитарно-эпидемиологического
надзора России и территориальным органом Министерства природных ресурсов России.
5.1.7.
План-график работ по комплексному экологическому мониторингу объектов размещения
отходов определяет частоту, временной режим и длительность наблюдений за состоянием окружающей
природной среды.
5.1.8.
Расположение мест наблюдения за состоянием окружающей природной среды определяется:
-
характером и интенсивностью техногенного воздействия объектов размещения отходов;
-
размерами санитарно-защитной зоны объектов размещения отходов;
-
видом использования земель на прилегающий к объекту размещения отходов территории;
физико-географическими особенностями территории расположения объекта размещения отходов.
5.1.9. При разработке программы комплексного экологического мониторинга проектируемых
или строящихся объектов размещения отходов необходимо, использовать данные, полученные в результате инженерно-экологических изысканий, проводимых в соответствии с требованиями СП 11-102-
97.
5.1.10. Программа комплексного экологического мониторинга действующих или законсервированных объектов размещения отходов разрабатывается с учетом информации, полученной при изыскании, строительстве и эксплуатации объектов размещения отходов.
При отсутствии необходимой информации для разработки программы комплексного экологического мониторинга объектов размещения отходов необходимо проведение предварительных исследований.
6. Контроль и оценка воздействия объектов размещения отходов на подземные водные объекты.
6.1.
Контроль и оценка воздействия объектов размещения отходов на подземные воды проводится экологической службой собственника объекта размещения отходов, по согласованию с территориальным органом Госкомприроды России, территориальным органом МПР России и территориальным
центром санитарно-эпидемиологического надзора России.
6.2.
Контроль и оценка воздействия объектов размещения отходов на подземные водные объекты
проводится в том случае, когда:
-
техногенная деятельность может привести к изменению количественных и качественных показателей тех водоносных горизонтов, которые используются или могут быть использованы в будущем доля добычи подземных вод в промышленных или хозяйственно бытовых целях;
- техногенная деятельность может привести к изменению количественных и качественных показателей водоносных горизонтов, если эти изменения оказывают влияние на другие компоненты окружающей природной среды.
6.3.
Программа работ по контролю и оценке воздействия объектов размещения отводов на под
земные водные объекты является составной частью программы комплексного экологического монито
ринга объектов размещения отходов.
6.4.Программа работ по контролю и оценке воздействия объектов размещения отходов на
подземные водные объекты разрабатывается с обязательным учетом особенностей гидрогеологических
условий. При этом должны учитываться следующие основные факторы:
-условия залегания и распространенности водоносных горизонтов и водоупорных пород, строение гидрогеологического разреза;
-литологический состав и строение водоносных, слабопроницаемых и водоупорных пород;
-фильтрационные, миграционные и емкостные параметры, определяющие закономерности движения подземных вод и перенос ими растворенных компонентов — коэффициенты фильтрации,
водопроводимости, водоотдача, упругоемкости, эффективная пористость, гидродисперсия и т.д.
-физические свойства и химический состав подземных вод;
-характер уровенной (свободной и пьезометрической) поверхности;
-гидравлический характер водоносных горизонтов (напорный, безнапорный, напорно-безнапорный);
-строение, состав и мощность пород в зоне аэрации;
-условия на внешних и внутренних границах водоносньх горизонтах (условия питания и разгрузки подземных вод, включая характер их взаимосвязи с поверхностными водами),
6.5.
Оценка степени опасности техногенного воздействия объектов размещения отходов на под
земные водные объекты проводится на основе различных требований к качеству подземных вод, в
зависимости от их целевого использования
Для водоносных горизонтов, используемых или предназначенных для использования в каче
стве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения используются требования, устанавливаемые
ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая»; СанПиН 2.1.4. 559-96 (Питьевая вода. Гигиенические требования к
качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»; СанПиН-
2.1.4.544-96 «Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана
источников».
6.6.
Для водоносных горизонтов, используемых или предназначенных для использования с целью разлива минеральных природных столовых (пресных) подземных вод, используются ТУ 10.04.06.
132-88 «Воды минеральные природные столовые», утвержденные установленным образом.
6.7.
Для водоносных горизонтов, используемых или предназначенных для разлива в бальнеологических целях используются требования ГОСТ 13273-38 «(Воды минеральные питьевые лечебные
и лечебно-столовые», утвержденные установленным образом.
6.8.
Для водоносных горизонтов, используемых или предназначенных для использования в
качестве источника производственного водоснабжения, в теплоэнергетике, для извлечения ценных
компонентов, а также в бальнеологии для наружного применения используются требования кондиций, утвержденных установленным образом.
6.10.
В случае существования опасности загрязнения водоносных горизонтов, подземные воды которых разгружаются в речную сеть и загрязнения которых может привести к загрязнению поверхностных вод, оценка качества подземных вод проводится с учетом требований к качеству поверхностных вод, определяемых целевым назначением последних.
6.11.
Общие требования к размещению пунктов отбора проб, порядок отбора проб, их хранение и предварительная подготовка, методы анализа проб определяются действующими нормативно-
методическими документами.
6.12.
При создании сети наблюдательных скважин на территории, прилегающей к объекту
размещения отходов, необходимо согласовать план расположения наблюдательных скважин с земле
пользователем (землевладельцем) данной территории и разработать совместные мероприятия по охранному режиму и правилам использования данных скважин.
6.13.
Наблюдения за состоянием подземных водных объектов в зоне влияния объектов размещения отходов проводятся на первом от поверхности водоносном горизонте. В случае выявления
загрязнения первого от поверхности водоносного горизонта и высокой вероятности распространения
загрязнения в нижележащие водоносные горизонты возможно создание дополнительных наблюдательных скважин для контроля состояния данных водоносных горизонтов.
6.14.
Количество наблюдательных скважин и их расположение определяется по результатам
рекогностировочных инженерно-геологических изысканий.
6.15.
В случае ликвидации наблюдательных скважин они должны быть тщательно затампони-рованы для избежания возможного проникновения загрязняющих веществ в подземные водные объекты.
7.
Контроль и оценка воздействия объектов размещения отходов на поверхностные
водные объекты
7.1.
Контроль и оценка воздействия объектов размещения отходов на поверхностные водные
объекты проводится экологической службой собственника объекта размещения отходов, по согласованию
с территориальным органом Госкомприроды России, территориальным центром санитарно-
эпидемиологического надзора России и территориальным органом управления использованием и ох
раной водного фонда.
7.2.
Программа работ по оценке воздействия объектов размещения отходов на поверхностные
водные объекты разрабатывается и утверждается собственником объекта размещения отходов и согласовывается с территориальным органом Госкомэкологии России.
7.3.
В программе работ дается обоснование:
-
Выбора мест отбора проб;
-
Частоты и сроков отбора проб;
-
Выбора приоритетных контролируемых загрязняющих веществ;
-
Методик отбора и анализа проб.
7.4.
План-график наблюдений за воздействием объектов размещения отходов на поверхностные
водные объекты разрабатывается собственником объекта размещения отходов и согласовывается с территориальным органом Госкомэкологии России.
7.5.
При обосновании и составлении списка приоритетных контролируемых загрязняющих веществ необходимо учитывать виды и класс опасности захороненных отходов, особенности условий
фильтрации сточных вод с объектов размещения отходов. В пробах сточных вод должно определятся
содержание возможно большего количества загрязняющих, в том числе специфических, веществ.
8.Контроль и оценка воздействия объектов размещения отходов на приземный слой атмосферного воздуха
8.1.
Контроль и опенка воздействия объектов размещения отходов на приземный слой атмосфер
ного воздуха проводится экологической службой собственника объекта размещения отходов по согласованию с территориальным органом Госкомприроды России и территориальным центром сани
тарно-эпидемиологического надзора России.
8.2.
Программа работ за контролем качества атмосферного воздуха разрабатывается с учетом
вида и степени техногенного воздействия объекта размещения отходов, климатических особенностей
территории и видом использования прилегающих территорий.
8.3.
В соответствии с законом Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 17) в целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха территории жилой застройки населенных пунктов производственными выбросами вокруг объектов размещения отходов должна быть установлена санитарно-защитная зона (С33) со специальным режимом. Размеры
С33 и требования к их организации и благоустройству устанавливаются на основе СанПиН
2.2.1/2.1.1.567-96.
8.4.
При проектировании, строительстве и эксплуатации объектов размещения отходов необходимо обеспечить гигиенические требования к охране атмосферного воздуха населенных мест в соответствии с СанПиН 2.1.6.575-96.
8.5.
Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха проводятся в соответствии с ГОСТ
17.2.3.01 - 86 и выполняются в соответствии с требованиями РД 52.04.186-39..
8.6.
Перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю при мониторинге объектов размещения отходов, определяется согласно «Руководству по контролю источников загрязнения атмосферы. ОНД -90» и состоит из трех групп:
-
Основных загрязняющих веществ (в том числе продуктов разложения отходов);
-
Веществ 1 класса опасности (при их отсутствии перечень формируется на основе веществ 2 класса опасности);
-
Веществ, для которых по данным наблюдений на контролируемой территории зарегистрированы концентрации более 5 11ДК.
8.7.
Основным методом наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха являются подфакельные наблюдения. Организация подфакельных наблюдений осуществляется с учетом размеров СЗЗ объектов размещения отходов, интенсивности выбросов загрязняющих веществ и возможностей доступа к точкам отбора проб на автотранспорте.
8.8.
График проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, частота отборапроб и перечень контролируемых показателей утверждается собственником объекта размещения от ходов и согласовывается с территориальным органом Госкомэкологии России.
8.9.
Основным методом наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха являются подфакельные наблюдения. Организация подфакельных наблюдений осуществляется с учетом размеров СЗЗ объектов размещения отходов, интенсивности выбросов загрязняющих веществ и возможностей доступа к точкам отбора проб на автотранспорте.
8.10.
График проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, частота отбора проб и перечень контролируемых показателей утверждается собственником объекта размещения от ходов и согласовывается с территориальным органом Госкомэкологии России.
9.Контроль и оценка воздействия объектов размещения отходов на почвы и грунты
9.1.
Контроль и оценка воздействия объектов размещения отходов на почвы и грунты проводится экологической службой собственника объекта размещения отходов по согласованию с территориальным органом Госкомприроды России.
9.2.
Программа оценки загрязнения почв на территории, прилегающей к объектам размещения отходов, разрабатывается и утверждается собственником объекта размещения отходов и согласовывается с территориальным органом Госкомприроды России.
9.3.
В программе оценки загрязнения почв на территории, прилегающей к объектам размещения отходов, дается обоснование:
выбора размера исследуемой территории; схемы расположения пробных площадок; периодичности проведения исследований; выбора приоритетных загрязняющих веществ.
9.4.
При выборе размера исследуемой территории необходимо учитывать величину санитарнозащитной зоны объектов размещения отходов и ореол рассеивания загрязняющих веществ.
9.5.
Общие требования к отбору проб почвы определены ГОСТ 17.43.01.
9.6.
Периодичность исследований по оценке загрязнения почв зависит от вида и степени техногенного воздействия объектов размещения отходов на окружающую природную среду и вида использования земель. При высокой степени воздействия объектов размещения отходов на окружающую природную среду исследования по оценке загрязнения почв должны проводиться не реже одного раза в 5 лет.
9.7.
Выбор приоритетных показателей зависит от состава размещаемых отходов и интенсивности выпадений загрязняющих веществ из атмосферного воздуха.
9.3. Результаты исследований по оценке загрязнения почв представляются в картографической форме. Масштаб картосхем определяется размерами исследуемой территории.
10. Оформление результатов комплексного экологического мониторинга объектов
размещения отходов
10.1. Результаты комплексного экологического мониторинга оформляются в виде отчета и передаются в территориальные органы Госкомэкологии России один раз в год. Форма предоставления данных определяется требованиями региональной базы данных или геоинформационной системы.
10.2.Отчет о результатах комплексного экологического мониторинга объекта размещения отходов должен содержать:
-Характеристику объекта размещения отходов;
-Объемы, виды и класс опасности отходов, размещенных на объектах в течение отчетного года;
-Результаты исследования качества подземных вод;
-Результаты исследования качества атмосферного воздуха;
-Результаты исследования сброса сточных вод в поверхностные водные объекты;
-Результаты исследования загрязнения почв (в год проведения работ по оценке состояния почв).
10.3.Не реже одного раза в пять лет отчет дополняется разделом с анализом динамики изменения состояния окружающей природной среды в зоне влияния объекта размещения отходов.
11.Перечень законодательных, нормативных и методических документов
1.
Об охране окружающей природной среды. 19.12.91 № 2061 -1.
2.
Об отходах производства и потребления. 24.06.98. № 89-ФЗ
3.
О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. 19.04.91 №1034-1 (ред от 19.06.95 №89-ФЗ).
4.
Об охране атмосферного воздуха. 14.07.82.
5.
Водный кодекс Российской Федерации. 16.11.95. № 167-ФЗ
6.
О недрах. 04.05.92. №2395-1 (ред. 03.03.95 №27-ФЗ).
7.
Инструкция по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты. - М., 1989.
8.
Об организации работ по созданию единой государственной системы экологического мониторинга. Приказ Минприроды РФ от 27.04.94 №121.
9.
ГОСТ 17.0.0.02.-79. Почвы. Метрологическое обеспечение контроля загрязненности атмосферы, поверхностных вод и почвы.
10.
Правила охраны поверхностных вод (типовые положения).- М., 1991
11.
Положение об охране подземных вод. - М., Мингео СССР, 1985.
12.
ГОСТ 2874-82. Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством.
13.
ГОСТ 2761-84. Источники централизованного хозяйствен но-питьевого водоснабжения. Гигиенические и технические требования и правила выбора.
14.
СапПиН 4630-88 «Охрана поверхностных вод от загрязнения».
15.
Перечни ПДК вредных веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. (Утв. Минздравом СССР, Минводхозом СССР, Минрыбхозом СССР №1166-74, 16.05.74; Госкомсанэпиднадзором СССР, №2263-80, 28.10.80).
16.
Правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами. Утв. Минводхозом СССР, Минздравом СССР, Минрыбхозом СССР 16.05.74.
17.
Обобщенный перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) вредных веществ для воды рыбохозяйственных водоемов. - М., 1990.
18.
СанПиН 2.1.4-559-96. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству волы централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества.
19.
СанПиН 2.1.4-544-96. Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников.
20.
ТУ 10.04.06.132-82. Воды минеральные природные столовые.
21.
ГОСТ 13273-88. Воды минеральные, питьевые, лечебные и лечебно-столовые.
22.
ГОСТ 17.1.1.04-81. Охрана природы. Гидросфера. Приборы и устройства для отбора, первичной обработки и хранения проб природных вод. Общие технически условия.
23.
ГОСТ 27065-86. Качество воды. Термины и определения.
24.
ГОСТ 17,13.13-86 (СТ СЭВ 4468-84). Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнений.
25.
Временные рекомендации по расчету выбросов вредных веществ в атмосферу в результате сгорания на полигонах твердых бытовых отходов и размера предъявляемого иска за загрязнение атмосферного воздуха. 02.П.92. Минприроды РФ, 1992 {зарег. Минюст 16.11.92 №87).
26.
Нормативы качества окружающей природной среды. Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе зон произрастания лесообразующих древесных пород. Утв. Минприроды России н Федеральной службой лесного хозяйства РФ, 1995.
27.
Перечень методик измерения концентраций загрязняющих веществ в выбросах промышленных предприятий, допущенных к применению. Утв приказом Минприроды РФ от 19.04.94 №109 и ВНИИМ им. Д.И.Менделеева 11.04.94.
28.
Перечень методик измерения концентрации загрязняющих веществ в выбросах промышленных предприятий, допущенных к применению. Письмо от 08.05.96 №11-02/02-334.
29.
Правила охраны атмосферного воздуха. Методическое письмо от 14.12.90 №10-4-22/1049. Главное контрольно-инспекционное управление Госкомприроды СССР. Отдел контроля атмосфе
ры ВНИИ охраны природы и заповедного дела, 1990
30.
Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы. ОНД-90. {Общесоюзный нормативный документ. Утв. Госкомприроды СССР 30.10.90, №3). Министерство природопользования и охраны окружающей среды СССР. ВНИИ охраны природы и заповедного дела. СПб, 1991.
31.
Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. ОНД-86. Утв. Госкомгидрометом СССР 04.08.86, согл. Госстроем СССР и
Минздравом СССР. Госкомгидромет СССР. Л.: Гидрометеоиздат, 1987.
32.
Методические указания по анализу атмосферного воздуха с использованием автоматических газоанализаторов, стационарных и передвижных комплексных лабораторий. 1992.
33.
Ориентировочно-безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в воздухе населенных мест: №4414-87 от 28.07.87 (основной список, переутвержден с изменениями 26.10.90),
с дополнениями.
34.
Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в воздухе населенных мест №3086-84 от 27.08.84 (основной список), с дополнениями.
35.
ГОСТ 17.2.1.04-77. Охрана природы. Атмосфера. Метеорологические аспекты загрязнения и промышленные выбросы. Основные термины и определения.
36.
ГОСТ 17.2.3.02-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями.
37.
ГОСТ 17.2.4.02-81. Охрана природы. Атмосфера. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ.
38.
ГОСТ 17.2.3.01-86 (СТ СЭВ 1925-79). Охрана природы. Атмосфера. Правила контролякачества воздуха населенных пунктов.
39.
ГОСТ 17.2.6.01-86. Охрана природы. Атмосфера. Приборы для отбора проб воздуха населенных мест. Общие технические требования.
40.
Методические указания по организации контроля за выбросами в атмосферу на предприятиях РД 11-17.9903-88.
41.
Методические указания. Система контроля точности результатов измерений показателей загрязненности контролируемой среды. 1986.
42.
РД 52.04. 59-85. Охрана природы. Атмосфера. Требования к точности контроля промышленных выбросов.
43.
Сборник методик по определению концентраций загрязняющих веществ в промышленных выбросах. Л.: Гидрометеоиздат, 1987.
44.
Сборник методик по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Т. 1, 2, 3.НИИ Атмосфера, 1992-1993.
45.
Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации. Утв. Минприроды России 15.07.94.
46.
Письмо от 11.07.95 №01-11/20-2002 «О Временных методических рекомендациях по проведению инвентаризации мест захоронения и хранения отходов в Российской Федерации».
47.
Санитарные правила устройства и содержания полигонов для твердых бытовых отходов. Минздрав СССР, 1983.
48.
Санитарные правила. Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения твердых токсичных промышленных отходов. Минздрав СССР, 1985.
49.
Санитарные правила проектирования, строительства и эксплуатации полигонов захоронения неутилизируемых промышленных отходов. Минздрав СССР, 1986.
50.
Обобщенные перечни предельно допустимых концентраций вредных веществ в почве. Утв. Госкомприроды СССР, 1990.
51.
Предельно допустимые концентрации химических веществ в почве. Список №3210-35.
52.
Временные методические рекомендации по контролю загрязнения почв. Госкомгидромет ИЭМ.
53.
Методические указания по оценке опасности загрязнения почвы химическими веществами. РД 4266-87. Утв. Минздравом СССР 13.03.87.
54.
ГОСТ 17.4.2.01-81. Охрана природы. Почвы. Номенклатура показателей санитарного состояния.
55.
ГОСТ 17.4.1.02-83. Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения.
56.
ГОСТ 17.4.4.02-84. Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического и гельминтологического анализа.
57.
ГОСТ 28168-89. Почвы. Отбор проб.
58.
Методические рекомендации по выявлению деградированных и загрязненных земель. М., 1995.
59.
Методические рекомендации по проведению полевых и лабораторных исследований почв и растений при контроле загрязнения окружающей среды металлами. Гидрометеоиздат. 1981 г.
60.
ОСТ 56 81-84. Полевые исследования почвы. Порядок и способы определения работ. Основные требования к результатам.
61.
Перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) н ориентировочно допустимыхколн-icctd(ОДК) лнмпчы,лил осщсс1Н в пичве. Минздрав СССР, 1УУ1 Г
- Войдите, чтобы оставлять комментарии